Классный час по толерантности "Мы разные, но мы вместе - и в этом наша сила!"в 6 «Б» классе
15.12.2020
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная
школа №15
Классный
час по толерантности
"Мы разные, но мы
вместе - и в этом наша сила!"в 6 «Б» классе
Провела: педагог-психолог Нагиева Н.Н.
2020
– 2021 уч. г.
Цели:
1. Познакомить воспитанников с понятием «толерантность», выявить основные черты
толерантности, сформировать правильное представление о толерантном поведении.
Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре
разных народов; воспитывать интернационализм, коммуникативную культуру общении
и взаимопонимание. Продолжить формирование толерантного отношения
одноклассников между собой.
2. Способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает
ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле. Развивать у
воспитанников терпимость к различиям между людьми.
Оборудование:
* Оформление доски цитатами и выдержками
* Групповые карточки – задания (для двух групп)
* Индивидуальные тесты
Слайд
1 Эпиграф:
«У всех есть недостатки
- у кого большие, у кого поменьше. Вот почему и дружба, и помощь, и общение
были бы невозможны, если бы не существовало между нами взаимной терпимости»
Ф. Гвиччардини - итальянский историк, философ-гуманист
Слайд 2
"Мы разные, но мы вместе -
и в этом наша сила!
Ход
занятия:
(Музыкальный
клип на экране).
Наша встреча посвящена тому, чтобы учиться жить вместе, принимая друг друга
такими, какие мы есть, учиться понимать друг друга.
Все мы разные: толстые
и худые блондины и брюнеты отличники и двоечники люди разных рас и
национальностей африканцы, азиаты, евреи, русские, армяне… Почему мы иногда
посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют
право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Каждый
из нас неповторим и значим.
Уважать других со всеми
их физическими и религиозными различиями, быть внимательными к другим,
отмечать, в первую очередь, то, что нас объединяет, – вот, что значит быть
толерантным. Об этом мы и поговорим сегодня.
Просмотр ролика про
девочку Рейчел (из Новостей на 1 канале). Обсуждение.
Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального
развития человека, группы, общества в целом.
Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к
установлению и поддержанию общения с людьми.
СЛАЙД
3 Определение
слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:
В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих
собственных идеи и мнения;
Во французском - отношение при котором допускается, что другие могут думать или
действовать иначе, нежели ты сам;
В английском - готовность быть терпимым, снисходительным;
В китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
В арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание,
благосклонность, терпение, расположенность к другим;
В русском - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным,
выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
Вопросы:
1. Какое из определений вам импонирует более всего?
2. Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?
3. А что же объединяет эти определения? Почему так актуальна толерантность в
настоящее время?
- Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед.
Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее,
спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия...
В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается рост
всевозможных форм поведения. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В
одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но
иногда бывает и наоборот...
Сценка о терпимом отношении к людям
Идёт плохо одетый мужчина. Идут юноша и девушка. Мужчина падает, травмирует ногу, тихонько стонет, в глазах – слезы.
Девушка: Подожди, я подойду к нему.
Юноша: Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу.(хватает за руку)
Девушка: Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него
кровь на штанине.
Юноша: А
нам-то что? Он сам виноват.
Девушка: Опусти
мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
Юноша: Говорю
тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует,
пьянствует. Зачем ему помогать?
Девушка: Я
все равно подойду. (вырвала руку)
Юноша: Я
тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими».
Девушка: Да
как ты можешь? Ему больно! (оттолкнула парня и подошла к мужчине) Что с вами?
Что с вашей ногой?
Мужчина: Я
сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я
не отсюда. Мне очень больно.
Девушка: Нужно
вызвать «скорую». Послушай, у тебя нет «мобильника»? (Парень промолчал) Иди
отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
Юноша: Неужели
ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь
об этом! (Парень уходит)
Девушка: У
вас открытый перелом. Потерпите! Я вызову скорую. (Отходит)
Мужчина: Девушка!
Спасибо вам! (Девушка обернулась и улыбнулась) Вы обязательно найдете себе
счастье!
Вопросы:
Кто поступил
благородно? А как бы вы поступили? Сделав добро, человек сам становится лучше,
чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем
во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга.
Какими же чертами
должен обладать толерантный человек, а какие черты личности мешают быть
таковым?
СЛАЙД
4 и 5 Задания по практике отношений.
Задание №1.
Попробуйте оценить ситуацию.
– Какова ваша реакция?
– А теперь попробуйте быть толерантным.
Ситуации.
Представьте,
…что рядом с вами живёт человек с физическими недостатками (человек в
инвалидной коляске, человек очень маленького роста, слепой, уродливый внешне и
т.д.) …
…что ваш одноклассник принадлежит к значительно более обеспеченной семье, чем
вы или наоборот…
…что на улице вы видите человека, одетого не так, как другие…
Слайд
6
Одно из главных качеств
человека – умение отличать действительные ценности от мнимых. Важно не внешнее в человеке, а его
человеческие качества.
Слайд
7 Задание №2.
Распределите
нижеприведённые варианты поведения людей или политики правительства по двум
группам:
(на столах у присутствующих соответствующий наглядный материал и материал для
работы)
УВАЖЕНИЕ И УНИЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА
Соблюдение законов
страны
Уважение и защита прав человека
Равенство граждан перед законом
Лишение возможности обучаться на родном языке
Распространение негативных этнических стереотипов
Дискриминация или призывы к ней
Уважение культурных традиций других народов и религий
Поиск общих интересов для разрешения конфликтов
Насилие или призывы к насилию против этнических или религиозных меньшинств
Отказ от насилия в решении конфликтов
Угрозы, запугивание (моральный террор)
Физический террор, погромы, геноцид
Стремление к сотрудничеству, сопереживание
Депортации, принудительные выселения
Слайд
8 Ранжирование понятий «Уважение» и
«Унижение»
Есть два пути развития личности:
• Толерантный
• Интолерантный
Вывод. Человек должен
стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой.
Единственная настоящая ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок.
СЛАЙД 9 Правила толерантного общения.
1.
Уважай
собеседника.
2. Старайся понять то, о чем говорят другие.
3. Отстаивай свое мнение тактично.
4. Ищи лучшие аргументы.
5. Будь справедливым, готовым принять правоту другого.
6. Стремись учитывать интересы других.
Тестирование
А сейчас мы с вами проведем тестирование и определим,
насколько вы толерантны. Если вы выбираете первый ответ, загибайте палец.
1..Миша плохо одет…
·
Это неважно.
·
Ты подсмеиваешься
над ним.
2.Петя питается не так, как ты, по причине своей
религии…
·
Ты просишь, чтобы
он объяснил это.
·
Ты говоришь, что
он выглядит смешно.
3.Цвет кожи у Джо отличается от твоего…
·
Ты стремишься
лучше узнать его.
·
Ты высказываешь
по этому поводу обидные замечания.
4.Пожилая женщина медленно идет…
·
Ты помогаешь ей и
придерживаешь дверь.
·
Ты отталкиваешь
ее, чтобы обогнать.
5.Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком…
·
Ты разговариваешь
с ним.
·
Ты говоришь, что
все мальчик - нули.
6.На твоих глазах на кого – то нападают…
·
Ты пытаешься
защитить его.
·
Ты делаешь вид,
что ничего не замечаешь.
7.К тебе подходит ребенок – инвалид…
·
Ты естественным
образом разговариваешь с ним.
·
Ты отходишь от
него и не знаешь, что сказать.
Загнул 7 пальцев? Прекрасно!
Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода
заканчивается там, где начинается свобода других.
Если от 3 до 6, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для
того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у
тебя все получится.
Меньше трех? Ай – ай – ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше
понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым!
Просмотр клипа Declan Galbraith «Скажите, ПОЧЕМУ?»
Какова основная идея видеоклипа?
Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Все – мы разные, все мы – равные!
Толерантность-признание, уважение и соблюдение прав и свобод всех людей без различения социальных, религиозных, этнических и иных особенностей.
Слайд 10
Наш класс – это маленькая семья.
И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание,
не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?
Китайская притча «Ладная семья».
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек
насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и
всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в
том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на
селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой
семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди.
Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и
мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как
жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты
добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал
что-то писать писал долго - видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал
лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с
трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
• любовь;
• прощение;
• терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел
владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил
старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: -
И мира тоже.
Рефлексия:
Так что же такое
толерантность? Что нового узнали на уроке?
Чувствовать, думать,
любить, как другие, сердцем умея понять солидарность.
Напрочь отбросить: «Они
не такие!». Этому учит нас толерантность.
Признание, равенство и
уважение, взаимодействие, дружба, галантность.
Вера любая без
принуждения, это и многое есть толерантность.
Подведение итогов.
Песня «Дорогою добра».
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.12.2020
Дата обновления: 15.12.2020
Дата публикации: 15.12.2020